Ассимилированные аланы/осетины.
Страница 3 из 3
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Re: Ассимилированные аланы/осетины.
Триалетская Осетия и другие ареалы расселения осетин в Грузии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B8
Re: Ассимилированные аланы/осетины.
Фрагмент карты Осетии. Карта Республики Южная Осетия. Составлена и подготовлена к печати в 2002 г.
Автор проекта – Гусейнов И. Ш. Масштаб 1:500 000.
1. Джавский (Дзауский) район.
2. Цхинвальский район.
3. Ленингорский район.
4. Знаурский район. Обозначен населённый пункт Корнис, севернее которого расположены Егровские леса.
Данная карта – одна из лучших неспециализированных карт, удобная для общего ориентирования по Южной Осетии. Названия населённых пунктов даны осетинские, в русском написании.
Фрагмент карты Генерального штаба ВС СССР. Грузинская ССР. Юго-Осетинская АО. Цхинвали. 1954 – 1955. Исправлено по аэроснимкам и обследовано на местности в 1987 г. Масштаб 1:50 000.
На карте белым овалом выделены Егровские леса, где летом 1920 года сражались с карательными войсками меньшевистского правительства Грузии бойцы югоосетинских повстанческих отрядов, укрывавшиеся в лесах со своими семьями, около 15 тыс. человек.
Фрагмент справочной карты «Все селения Севера и Юга». Северная и Южная Осетия. Авторы Цуциев А. А. и Цховребова З. Д. Владикавказ, 2000. В указателе географических названий авторы представили осетинские (в латинском и кириллическом написании) и русские варианты названий, отдельно указаны двойные названия, выделяются соответствующие грузинские названия по Южной Осетии.
Чёрным цветом показаны обезлюдевшие сёла. Необходимо отметить, что отображены далеко не все населённые пункты. В Цхинвале в 2003 г. издана работа З. Д. Цховребовой «Ойконимия Осетии» со списком населённых пунктов Осетии (в основном Южной), дополняющим указатель названий данной карты более чем на 400 единиц.
На карте изображены также селения Коби-Трусовского региона Осетии, административно переподчинённые Грузии.
Фрагмент карты «Все селения Севера и Юга». Под номерами 43, 44, 45 соответственно обозначены Тырсыгом, Кобинская котловина и Гудыком, отошедшие под грузинский политико-административный контроль.
Под номерами 20 – 23 и 27 – 30 показана историческая область Осетии Туалия – Двалети грузинских летописей.
Фрагмент карты № 21 «1921: Советский Кавказ – первый административно-территориальный вариант» из кн.: Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774 – 2004). М., 2006.
На карте дано крайне редко встречающееся изображение Триалетской Осетии – осетинонаселённого региона центральной Грузии, чья история нуждается в специальном развёрнутом исследовании.
Мы обозначили цифрой 1спорную территорию Борчало, цифрой 2 спорную территорию Караязы (куда в малопригодную для жизни степь преполагалось выселить осетин Южной Осетии) и цифрой 3 спорную территорию Закаталы.
Карта Тогошвили Д. Г. «Переселение осетин в Грузию (XIII – XIV вв.)» из кн.:Тогошвили Г.Д. Из истории грузино-осетинских взаимоотношений. Сталинир, 1958 (на груз. яз.).
Мы обозначили цифрой 1 указанный автором район Двалети (Туалию), цифрой 2 – Магран Двалети (Верхнюю Туалию), цифрой 3 – Квемо Двалети (Нижнюю Туалию); для удобства ориентирования некоторые грузинские названия продублированы русскоязычными.
Очевидно, что автор включал в Нижнюю Туалию (Квемо Двалети) посёлок Дзау (Джава) с окрестностями, распространяя её до Сталинира (Цхинвала). Стрелками автором показаны пути миграции осетин в XIII – XIV вв. до Гори и его окрестностей.
Фрагмент карты Северной и Южной Осетии масштаба в английском дюйме 5 верст.
Архив Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З. Ванеева, фонд 1, оп. 3, № 73 (из личного архива Дзоцца Джигкаева).
Автор карты составил ее после установления автономии Южной Осетии, так как показаны ее приблизительные границы. Вместе с тем, очевидно, что он опирался на более раннюю карту – по-видимому, карту П. Я. Ренненкампфа.
Для удобства ориентирования, перечисляем селения по границе Триалетской Осетии, начиняя с самого северного: Гулеви, Бмадиси(у восточной границы с внешней стороны), Атанир, крепость Берис-Цихе (у восточной границы с внешней стороны), Гведрети, Зирта, Редах-али, Хачкой, Кумвлет, Авраио, Реха, Ханда, Сатерази, Тведзинети, Хведурети.
Селения внутри Триалетской Осетии, с запада на восток: Митарби, Маджар-Цнали, Ткеманини, Ватети, Меклети, Тхиоби, Треха, Ормаци, Бозмеви, Тхинари, Церети, Сакорети, Чедири, Хандеси.
Отметим, что перечень селений, разумеется, далеко не полон, а некоторые буквы в названиях на карте могут быть неправильными.
Обозначены горы, с запада на восток: г. Сацханиси (современное наименование, по-видимому, Сацхъниси) и г. Джанджама.
Re: Ассимилированные аланы/осетины.
ХЕТÆГКАТÆ->ХЕТАГУРИ->ХЕТАГУРОВЫ
Важен вопрос о соотношении на данной территории осетинского и мохевского населения. По наблюдениям многих путешественников, в мохевских селах, в том числе в их главном сел. Казбек, численность осетин превышала число проживавших здесь грузин. В 1825 году французский ботаник Ш. Беланже (1805—1878 гг.), проезжая по Военно-Грузинской дороге, отмечал: «От Казбека до Коби 16 верст... Вся местность от Дарьяла до Коби населена осетинами вперемежку с грузинами» (2, с. 215). В 1842 году известный немецкий ботаник и путешественник Карл Генрих Кох (1800—1879 гг.) писал: «Проехав Дарьял, мы вступили в грузинское королевство и попали в округ Хеви (т.е. долину), населенный осетинами и грузинами. Селение Гулети является одним из бедных осетинских селений, которых я много видел во время моего путешествия... Наконец, мы достигли Казбека... это селение дает ясное представление о способе строительства осетин в этой части гор» C, с. 226). Таким образом, из жителей этих сел автор упоминает только осетин. Даже сел. Казбек, где со всеми своими сородичами жил князь Казбек, отец замечательного грузинского писателя Александра Казбеги, Кох считает осетинским. Наличие значительного количества осетин в селах грузин-мохевцев также отмечали последующие исследователи. Так, например, Н.К. Никифоров в работе, посвященной изучению быта государственных крестьян Закавказского края, называет мохевцев «полуосетинами». Действительно, в мохевских поселениях осело немало осетин, позже огрузинившихся. В 1957 году, проводя этнографические изыскания в Казбегском районе Грузинской ССР, я обнаружил здесь несколько таких осетинских фамилий: Хетагури в сел. Казбеги (6 дворов) и сел. Гарбани (7 дв.), Салбиевы (сел. Тоти, 7 дв.), Мираковы (6 дв.) и Бедоевы (10 дв.) в сел. Ачхоти и т.д. Особый интерес вызывает появление здесь Хетагури, от которых вышли позже их однофамильцы, проживавшие в Цхинвальском и Знаурском районах Юго-Осетии. По записанному нами преданию, предок Хетагури — выходец из сел. Нар, родины великого осетинского поэта и демократа Коста Хетагурова. Село Нар расположено в Центральной Осетии, жители которой неоднократно приходили на помощь Грузии в борьбе против ее внешних врагов. И на этот раз, как гласит предание, один из Хетагуровых, участвуя в единоборстве с турецким великаном-воином, сразил его насмерть, отчего Грузия одержала победу над турками. Из многочисленных подарков, предложенных герою грузинским царем за его подвиг, он взял только поместье у подножья горы Казбек, где теперь находится сел. Гергеты. Герою был также вручен серебряный крест, хранившийся в церкви, что напротив сел. Казбеги, на горе Цминда-Самеба. По сложившейся традиции, жители окрестных сел ежегодно под Новый год приходили к Хетагури с указанным крестом и знаменами, и приветствовали их. По словам наших информаторов Ивана Михайловича
(1896 г.р.) и Василия Иосифовича (1907 г.р.) Хетагури (сел. Казбеги), эти шествия продолжались до 1930 года, после чего были прекращены по просьбе последних.
Как свидетельствуют данные грузинской хроники, приведенное предание отражает реальные исторические события, когда многие осетины принимали участие в Аспиндзской битве 20 апреля 1770 г. и за проявленный героизм были награждены царем Ираклием II. В числе награжденных оказался и сын казенного крестьянина Дахчико Хетагурова из сел. Нар. В документе говорится: «Твой сын Балатико был с нами в Аспиндзе, где мы победили турок и лезгин, он храбро сражался и был убит» (4, с. 159). Получив поместье под Казбеком, Хетагуровы, как и некоторые другие осетинские поселенцы, изменили фамилию на Хетагури,
постепенно разрастались, обосновываясь в ряде других мест. Однако они хорошо помнят свое происхождение, гордятся своим великим однофамильцем Коста Хетагуровым. В то же время Хетагури в мохевских селах огрузинились, не говорят по-осетински, утеряли свои этнические черты. В целом можно сказать, что Хевское ущелье с давних пор населяли не только грузины-мохевцы, но и немалое количество осетин. В то же время огромная
Кобинская котловина и сел. Коби заселено одними осетинами.
Численность фамилии Хетагури 517 чел. Судя по данным сайта http://mashasada.me/en/gvari/khetaguri
Важен вопрос о соотношении на данной территории осетинского и мохевского населения. По наблюдениям многих путешественников, в мохевских селах, в том числе в их главном сел. Казбек, численность осетин превышала число проживавших здесь грузин. В 1825 году французский ботаник Ш. Беланже (1805—1878 гг.), проезжая по Военно-Грузинской дороге, отмечал: «От Казбека до Коби 16 верст... Вся местность от Дарьяла до Коби населена осетинами вперемежку с грузинами» (2, с. 215). В 1842 году известный немецкий ботаник и путешественник Карл Генрих Кох (1800—1879 гг.) писал: «Проехав Дарьял, мы вступили в грузинское королевство и попали в округ Хеви (т.е. долину), населенный осетинами и грузинами. Селение Гулети является одним из бедных осетинских селений, которых я много видел во время моего путешествия... Наконец, мы достигли Казбека... это селение дает ясное представление о способе строительства осетин в этой части гор» C, с. 226). Таким образом, из жителей этих сел автор упоминает только осетин. Даже сел. Казбек, где со всеми своими сородичами жил князь Казбек, отец замечательного грузинского писателя Александра Казбеги, Кох считает осетинским. Наличие значительного количества осетин в селах грузин-мохевцев также отмечали последующие исследователи. Так, например, Н.К. Никифоров в работе, посвященной изучению быта государственных крестьян Закавказского края, называет мохевцев «полуосетинами». Действительно, в мохевских поселениях осело немало осетин, позже огрузинившихся. В 1957 году, проводя этнографические изыскания в Казбегском районе Грузинской ССР, я обнаружил здесь несколько таких осетинских фамилий: Хетагури в сел. Казбеги (6 дворов) и сел. Гарбани (7 дв.), Салбиевы (сел. Тоти, 7 дв.), Мираковы (6 дв.) и Бедоевы (10 дв.) в сел. Ачхоти и т.д. Особый интерес вызывает появление здесь Хетагури, от которых вышли позже их однофамильцы, проживавшие в Цхинвальском и Знаурском районах Юго-Осетии. По записанному нами преданию, предок Хетагури — выходец из сел. Нар, родины великого осетинского поэта и демократа Коста Хетагурова. Село Нар расположено в Центральной Осетии, жители которой неоднократно приходили на помощь Грузии в борьбе против ее внешних врагов. И на этот раз, как гласит предание, один из Хетагуровых, участвуя в единоборстве с турецким великаном-воином, сразил его насмерть, отчего Грузия одержала победу над турками. Из многочисленных подарков, предложенных герою грузинским царем за его подвиг, он взял только поместье у подножья горы Казбек, где теперь находится сел. Гергеты. Герою был также вручен серебряный крест, хранившийся в церкви, что напротив сел. Казбеги, на горе Цминда-Самеба. По сложившейся традиции, жители окрестных сел ежегодно под Новый год приходили к Хетагури с указанным крестом и знаменами, и приветствовали их. По словам наших информаторов Ивана Михайловича
(1896 г.р.) и Василия Иосифовича (1907 г.р.) Хетагури (сел. Казбеги), эти шествия продолжались до 1930 года, после чего были прекращены по просьбе последних.
Как свидетельствуют данные грузинской хроники, приведенное предание отражает реальные исторические события, когда многие осетины принимали участие в Аспиндзской битве 20 апреля 1770 г. и за проявленный героизм были награждены царем Ираклием II. В числе награжденных оказался и сын казенного крестьянина Дахчико Хетагурова из сел. Нар. В документе говорится: «Твой сын Балатико был с нами в Аспиндзе, где мы победили турок и лезгин, он храбро сражался и был убит» (4, с. 159). Получив поместье под Казбеком, Хетагуровы, как и некоторые другие осетинские поселенцы, изменили фамилию на Хетагури,
постепенно разрастались, обосновываясь в ряде других мест. Однако они хорошо помнят свое происхождение, гордятся своим великим однофамильцем Коста Хетагуровым. В то же время Хетагури в мохевских селах огрузинились, не говорят по-осетински, утеряли свои этнические черты. В целом можно сказать, что Хевское ущелье с давних пор населяли не только грузины-мохевцы, но и немалое количество осетин. В то же время огромная
Кобинская котловина и сел. Коби заселено одними осетинами.
Численность фамилии Хетагури 517 чел. Судя по данным сайта http://mashasada.me/en/gvari/khetaguri
Последний раз редактировалось: Admin (Ср Ноя 29, 2017 3:39 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Re: Ассимилированные аланы/осетины.
Ассимилированные осетины среди восточных грузин.
"Сказания о происхождении родов, передаваемые от поколения к поколению, не занесены извне, и уже по этой причине заслуживают внимания. Сообщу несколько сказаний. Абуле Тотиашвили Алудаури, 60-тидесятилетний старик, рассказывал мне, что еще до Зураба (Жестокий арагвский эристав Зураб (в XVII в.) довольно живо сохранился в памяти хевсур.) предок его, спасаясь от мщения за убийство, бежал из Осетии в теперешний Аргунский округ. Там был тогда жестокий князь, пользовавшийся, между прочим, правом первых трех ночей; убив его обманным образом, он перешел в Хахабо. Некоторые из потомков его и остались там, другие выселились оттуда в Хахмати (в южной Хевсуретии), а третьи, в лице трех братьев, отправились в Мтиулетию (в Душетском уезде). От них и происходят существующие и ныне фамилии: Назгаани, Нариманиани и Амираани. По другому сказанию, предки Алудаури вышли не из Осетии, а из Сомхетии."
Худадов Н. 1890. Заметки о Хевсуретии.
"Сказания о происхождении родов, передаваемые от поколения к поколению, не занесены извне, и уже по этой причине заслуживают внимания. Сообщу несколько сказаний. Абуле Тотиашвили Алудаури, 60-тидесятилетний старик, рассказывал мне, что еще до Зураба (Жестокий арагвский эристав Зураб (в XVII в.) довольно живо сохранился в памяти хевсур.) предок его, спасаясь от мщения за убийство, бежал из Осетии в теперешний Аргунский округ. Там был тогда жестокий князь, пользовавшийся, между прочим, правом первых трех ночей; убив его обманным образом, он перешел в Хахабо. Некоторые из потомков его и остались там, другие выселились оттуда в Хахмати (в южной Хевсуретии), а третьи, в лице трех братьев, отправились в Мтиулетию (в Душетском уезде). От них и происходят существующие и ныне фамилии: Назгаани, Нариманиани и Амираани. По другому сказанию, предки Алудаури вышли не из Осетии, а из Сомхетии."
Худадов Н. 1890. Заметки о Хевсуретии.
Re: Ассимилированные аланы/осетины.
ОСЕТИНСКИЕ КОРНИ КАБАРДИНСКИХ И БАЛКАРСКИХ ФАМИЛИЙ
Баловы и Таовы из черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым - братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же Умар остался в Хабезе.
Занятие животноводством и плетением корзин заставили Дудуевых сняться с родных мест в Северной Осетии и уйти в Кабарду, где, как они считали, больше возможностей для их хозяйственных дел. Инициатором переезда был Уважуко Дудуев. Род Дудуевых в Боташево (сейчас Плановское) продолжили Исмел, Лалу, Титу, Масхуд и Бердыко. Живя в кабардинском селе, они сбывали изделия своего производства, а также скот в Моздоке, Прохладном, Владикавказе, Нальчике, Георгиевске и других торговых центрах Кавказа. В наши дни Дудуевы живут в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Турции и Иордании.
Разведением овец, коз и производством на профессиональном уровне разнообразных товаров из шерсти занимались кирджинские и ардонские Замбатовы. Хажбатыр Замбатов решил, что Боташево более перспективное место для занятий хозяйством и ремесленным производством, и переехал с семьей в это село. Уже в Боташево Хурхоко Замбатов освоил пчеловодство и обучил этому делу односельчан. Плетением из крупных прутьев и изготовлением стенок для жилых, хозяйственных построек, а из мелких прутьев -корзин для хранения кукурузы, зерна, муки и т.д. занимались мужчины осетинской семьи Евазовых. Их женщины практиковали плетение из камыша и соломы украшений для дома и предметов быта. Развивая свое производство, на фамильном сходе Евазовы решили, что одна из их семей временно поживет и поработает в Бороково (сейчас Арик). Но жизнь так сложилась, что эти Евазовы продолжили свою историю в качестве уже малокабардинской фамилии.
Сабановы из Чиколы издревле специализировались на разведении породистых лошадей и отборных пород крупного рогатого скота. В XIX веке их хозяйство числилось в списках постоянных поставщиков лошадей в царскую армию. Но на делах Сабановых негативно сказывались нехватка земельных угодий, периодические конфликты с местной знатью и, наконец, поползновения конокрадов. Поэтому Наша Сабанов однажды решил, что будет заниматься этой престижной и прибыльной профессией только в Кабарде, и перебрался со всем хозяйством в Боташево.
Во второй половине XIX века в связи с ростом населения и нехваткой пахотных угодий в горных селах Северной Осетии многие из семей обращались к начальнику Терской области с просьбой разрешить им переселиться в равнинные села северокавказского региона. В 1866 году начальник Терской области граф М.Т. Лорис-Меликов подписал бумагу о переселении из Лезгора в Хатуей (сейчас Старый Урух) братьев Бетрозовых: Бачира, Джауиша и Джа-шая.
В поисках более приемлемых условий жизни в начале ХХ века из Северной Осетии в Кабарду переехали Куба-ти Калоев и один из потомков брата Ка-лоя Цока. Таким образом, Цокоевы обзавелись землей в Первом Лескене, Калоевы - в Старом Урухе.
Междутем надо заметить, что ограниченность в земельных угодьях не всегда служила причиной переезда осетинских семей. Известно, что еще с начала XIX столетия царская администрация выделяла горским семьям земли в равнинной части Осетии и всячески уговаривала их туда переселяться. Но поскольку княжеские фамилии часто объявляли себя хозяевами вновь образованных сел, а крестьян - своими подданными, последние уезжали в Кабарду, Черкесию, Адыгею. В связи с давлением Тугановых на Савкуевых из Дурду-ра они решили арендовать земли у Ан-зоровых в районе Первого и Второго Лескенов. Само рождение фамилии Савкуевых связано с языческими верованиями. В одной из осетинских семей долго не рождались дети. И когда наконец родился мальчик, односельчане посоветовали назвать его Савкуем, то есть «черной собакой», чтобы избежать влияния дурного глаза и злых духов. И действительно: мало того, что Савкуй рос здоровым и счастливым ребенком, в их семье родилось еще два сына: Темра и Занкиши, положивших начало Темраевым и Занкишиевым. Потомки основателя кабардинских Савкуевых дали начало еще такой кабардинской фамилии, как Казанчевы.
Выходцы из Северной Осетии и старолескенские (Кайсын-Анзорово) Белимготовы. Бабиц Гуадзаров был отменным скотоводом и содержал большое стадо крупного рогатого скота и отару овец. Однажды в непогоду его пастухи не смогли удержать пасшийся скот, и именно Бабиц разыскал в ближайшем лесу и окрестных балках разбежавшихся коров и овец, а по пути параллельно помог собрать и чужой скот. Это обрадовало сельчан, и они, памятуя о том, что Бабиц вообще отличался удачливостью в разведении животных, назвали его Былымгъуэт, то есть Белимготов.
Мастеровыми были братья Туаевы, которые для своего места жительства избрали Абаево (сейчас Урожайное). Первым делом они построили большой, привлекавший внимание односельчан и приезжих гостеприимный дом несколько в отдалении от остальных жилищ. И поскольку братья Туаевы первоначально жили без семей, соседи нередко готовили и носили им пищу. Говорят, когда однажды женщину и детишек, несших приготовленную еду, спросили, куда они направились, те ответили: «В Къущхьэунэ», то есть «Осетинский дом». Отсюда и фамилия Кушхауновых.
Мазоковы, что означает «Сын леса», первоначально называли себя Мзоховыми и проживали в Ардоне. Постепенно члены фамилии разных поколений расселялись в Алагире, Нартка-ле, Шапсуге и т.д. А корни этих семей ведут в 60-е годы XIX века к весьма одаренному и рассудительному человеку, служившему у одного из осетинских князей в качестве администратора и распорядителя хозяйства. Владелец с уважением относился к своему подданному и, ценя его личностные качества и ум, дал возможность по собственному желанию определить свою судьбу.
В Плановском живут и Мазоковы, родоначальник которых Батоко происходил из села Бирагжанг. Некоторые члены этой фамилии Мазоковых в прошлом были прекрасными охотниками, одомашнивали диких животных и птиц, заготовляли и продавали лес, занимались сбором лесных ягод, грибов.
Близкой по терминологической значимости, а именно отношению к лесу, является фамилия Мезовых из Ша-лушки и Герменчика. Старейшина гер-менчикских Мезовых Бечмырза относит корни своего рода к четырем братьям, жившим в Осетии где-то около леса. Отсюда и фамильное имя Мэз.
Жанхотовские Экашаовы своим рождением обязаны сорокалетнему Хаси-ну из Северной Осетии, человеку образованному, знавшему языки, умевшему показать себя в любом обществе. Он жил восемь поколений назад. В Жанхо-товоХасин продал имевшиеся при нем драгоценности, купил дом, участок земли, женился. Но у Хасина была одна слабость: излишнее увлечение женщинами, за что в селе его прозвали «Екlэ щlэуэ» - «увлекающийся женщинами». Фамилия Экашаовых распространилась в Зарагиже, Нарткале, Нальчике.
Из осетинской семьи Елкановых в результате раздела большой семьи выделилась семья Хэдина. Поскольку раздел происходил после смерти отца Му-хажира Хэдин и его брат Мэлыхъуэ по законам обычного права получили братские доли. Понятие «братской доли» и легло в основу фамилии Хэдина: Кошеров. Основные ветви Кошеровых проживают в Урожайном и Морзохе.
Несколькими поколениями позже некий Сидак с сыновьями Сонатом и Калмаком волею судьбы оказались в той части Дейского, которая называлась Муртазово. Далее в кабардинской транскрипции фамильное имя стало произноситься как Шыдакъ, то есть Шидаков.
Умаровы из Инароково (сейчас Верхний Курп) происходят от Хуриева Умара, жившего семь поколений назад в Куртатинском ущелье. Братья Шокара и Муса уже в Инароково назвались Умаровыми по имени отца. Муса с самого начала поселения в Инароково не нашел общего языка с владельцами села и перебрался в Исламово. В настоящее время в Верхнем Курпе проживает семнадцать семей Умаровых, по нескольку можно встретить в Нижнем Акбаше, Нижнем Курпе, Урвани и Тереке.
Фамильное имя Тогузаевых переводится как «вовремя рожденный» и встречается в Дигоре, Владикавказе, Верхней Балкарии, Нальчике.
Какоевы - выходцы из Южной Осетии. Кантемир Какоев поселился в Озреке, затем его внуки Али и Тизир переехали в Кахун.
Караевы встречаются почти у всех народов Кавказа. Изучение истории осетинских и балкарских Караевых указывает на их генетическое переплетение. Представители и осетинских, и балкарских Караевых считают, что происходят друг от друга. Однако у разных подразделений осетин - кударцев, дигорцев и иронцев - свои варианты генеалогических преданий.
В дигорском селе Лесгор рассказывают, что во времена патриархального рабства один из осетинских князей привез из Балкарии мальчика, которого по-осетински называли Сауай - «черный», потому что ребенка купили за черную бурку. А поскольку мальчик был из Балкарии, его по аналогии именовали тюркским словом къара - «черный». Шли годы, и кто-то из потомков Сауая-Къары, Гуймана, Царке, Беслана, Сланико и других Караевых покидали Северную Осетию и оказывались в соседних этнических обществах, сохраняя фамилию.
Миграции были подвержены и иронские Караевы с гор Дагомы. Известно, что горнорудные разработки в Ардоне, Садоне и Алагире, направленные на извлечение свинца, серебра и других металлов, способствовали производству пуль для пистолетов и винтовок, отделки оружия, конской сбруи, украшений, посуды. Не случайно горцы переселялись к местам разработок. Предки этих Караевых Къара, Кула и Сиезе в предгорной части Осетии в районе каменоломен поставили свою родовую башню, откуда некоторые из их внуков и правнуков разъехались в чужие края.
Имя Билая Шобакова в Кабарде трансформировалось в фамилию Браевых. В 1926 году Дотмирза Браев поселился в Герменчике.
Люди, подобные Билаю, были самостоятельны в образе жизни, независимы в суждениях и, как правило, неудобны в общении. Их гордыня и уверенность в себе вызывали недовольство односельчан, сильных родов и особенно князей. Семь поколений назад некий Исуф, сын Суфа из Северной Осетии (фамилия и место жительства в таких случаях обычно скрывались), человек по натуре резкий и не признававший давления в споре, повздорил с односельчанином. И после попыток оскорбления не выдержал хамства и убил зарвавшегося сельчанина. Чтобы конфликт не развился дальше и семьи его братьев и родственников не были подвергнуты мести, Исуф уезжает в Кабарду и становится гостем Бараковых (Бэракъ) из Жанхотово (сейчас Псыгансу).
Братья, преследуя кровника, настигают его недалеко от села. Исуф пытался объяснить преследователям, что на нем нет вины и что он поступил подобным образом потому, что защищал свою честь. И далее предложил закончить спор миром, поскольку для них новое столкновение не сулит ничего хорошего. Но преследователи не вняли разумному предложению, и их попытка отомщения закончилась тяжелым ранением одного из них. Исуф вновь предостерег братьев от опрометчивых шагов и на этот раз жестко предупредил: если в Осетии пострадает кто-либо из его близких, он убьет каждого из мужчин враждующего рода. Поскольку у Исуфа было много влиятельных друзей в Ми-состово, Коголкино и Докшоково, они с владельцами Жанхотовыми решили вопрос о поселении Исуфа в их селе. Причем Жанхотов разрешил Исуфу на правах гостя выбрать те земли, которые ему нравятся. У Исуфа была многодетная семья, и его сыновья Нахо, Ахмед, Бабыш, Хажи, Карамырза и Хабыш со временем дали начало шести ветвям фамилии Цримовых.
Оказавшийся в Кайсын-Анзорово мужчина с двумя малолетними сыновьями и дочерью тщательно скрывал не только свою осетинскую фамилию, но и имя. В памяти потомков сохранилось только имя среднего сына этого человека Дзырау. Когда беженец появился в Кайсын-Анзорово, была поздняя осень, и, естественно, во всем его внешнем виде чувствовались усталость и простуда, он плохо выглядел и тяжело говорил. Сельчане назвали его Мэкъей, что значит «плохой голос». Так в Старом Лескене, а затем и в Баксане, Нарткале, Нальчике появился новый род кабардинских Макаевых.
Оказавшуюся неуживчивой одну из осетинских семей в Кабарде называли Ямзаговыми. Основателем этой фамилии был Машука, его генеалогическую линию продолжили сыновья Хаути и Хазраил,внуки Тала, Хусейн, Адальбий, Мухажир, и сегодня в Псынабо проживает уже шестое поколение этой фамилии.
Мирзоевы из Северной Осетии и, в частности, Сосруко и его брат Шомполо жили в Донифарсе. Но в 1860 году между Мирзоевыми и князьями Абисаловыми возникла кровная месть, и в результате убийства нескольких представителей княжеского рода Шомполо и Сосруко пришлось бежать в Кабарду в Коголкино. При внуках Сосруко Инусе и Хаджи-Бате Мирзоевы приобрели земли, развели несколько табунов лошадей, сотни голов крупного рогатого скота и подняли свое хозяйство до уровня княжеского состояния.
Кровная месть в разной степени имела место у всех народов Северного Кавказа. Интересна такая особенность, что бежавшие от преследований кабардинцы, осетины, балкарцы, нередко через десять-пятнадцать и более лет возвращались назад в свою этническую среду, а здесь их уже воспринимали как представителей того народа, откуда они приехали. Так, к примеру, Куловы, в связи с конфликтом с Касаевыми (они тогда жили в Баксаненке) решением сельского суда были выселены за пределы Кабарды. Местом жительства они выбрали осетинский Хумалаг, где, кстати, с Куловыми обошлись весьма дружески и приняли их гостеприимно. По прошествии времени братья Индрис и Ислам Куловы вернулись в Коголкино (сейчас Урух). Некоторые из сельчан первое время называли их осетинами.
Похожей была ситуация у одной из черкесских фамилий, которая скрывалась в Северной Осетии. Через определенное время потомок беженцев Инал вернулся в Кабарду и назвался Иналовым.
Миграционные процессы в обществе и переезды отдельных семей и людей не всегда зависели от политических, экономических и бытовых причин. Их мотивы трудно объяснимы. В Плановском живут семьи фамилии Ахами-новых (Ахэмын), история которых начиналась в Турции, продолжалась сначала в Северной Осетии, затем в кабардинском селе. Первым в Боташево поселился Пшимахо Ахаминов. Турецкие Ахаминовы и по сей день поддерживают связи с родственниками, живущими в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
http://www.li.ru/interface/pda/?jid=1339389&pid=27390511&redirected=1&page=0&backurl=/community/1339389/post27390511/
Баловы и Таовы из черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым - братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же Умар остался в Хабезе.
Занятие животноводством и плетением корзин заставили Дудуевых сняться с родных мест в Северной Осетии и уйти в Кабарду, где, как они считали, больше возможностей для их хозяйственных дел. Инициатором переезда был Уважуко Дудуев. Род Дудуевых в Боташево (сейчас Плановское) продолжили Исмел, Лалу, Титу, Масхуд и Бердыко. Живя в кабардинском селе, они сбывали изделия своего производства, а также скот в Моздоке, Прохладном, Владикавказе, Нальчике, Георгиевске и других торговых центрах Кавказа. В наши дни Дудуевы живут в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Турции и Иордании.
Разведением овец, коз и производством на профессиональном уровне разнообразных товаров из шерсти занимались кирджинские и ардонские Замбатовы. Хажбатыр Замбатов решил, что Боташево более перспективное место для занятий хозяйством и ремесленным производством, и переехал с семьей в это село. Уже в Боташево Хурхоко Замбатов освоил пчеловодство и обучил этому делу односельчан. Плетением из крупных прутьев и изготовлением стенок для жилых, хозяйственных построек, а из мелких прутьев -корзин для хранения кукурузы, зерна, муки и т.д. занимались мужчины осетинской семьи Евазовых. Их женщины практиковали плетение из камыша и соломы украшений для дома и предметов быта. Развивая свое производство, на фамильном сходе Евазовы решили, что одна из их семей временно поживет и поработает в Бороково (сейчас Арик). Но жизнь так сложилась, что эти Евазовы продолжили свою историю в качестве уже малокабардинской фамилии.
Сабановы из Чиколы издревле специализировались на разведении породистых лошадей и отборных пород крупного рогатого скота. В XIX веке их хозяйство числилось в списках постоянных поставщиков лошадей в царскую армию. Но на делах Сабановых негативно сказывались нехватка земельных угодий, периодические конфликты с местной знатью и, наконец, поползновения конокрадов. Поэтому Наша Сабанов однажды решил, что будет заниматься этой престижной и прибыльной профессией только в Кабарде, и перебрался со всем хозяйством в Боташево.
Во второй половине XIX века в связи с ростом населения и нехваткой пахотных угодий в горных селах Северной Осетии многие из семей обращались к начальнику Терской области с просьбой разрешить им переселиться в равнинные села северокавказского региона. В 1866 году начальник Терской области граф М.Т. Лорис-Меликов подписал бумагу о переселении из Лезгора в Хатуей (сейчас Старый Урух) братьев Бетрозовых: Бачира, Джауиша и Джа-шая.
В поисках более приемлемых условий жизни в начале ХХ века из Северной Осетии в Кабарду переехали Куба-ти Калоев и один из потомков брата Ка-лоя Цока. Таким образом, Цокоевы обзавелись землей в Первом Лескене, Калоевы - в Старом Урухе.
Междутем надо заметить, что ограниченность в земельных угодьях не всегда служила причиной переезда осетинских семей. Известно, что еще с начала XIX столетия царская администрация выделяла горским семьям земли в равнинной части Осетии и всячески уговаривала их туда переселяться. Но поскольку княжеские фамилии часто объявляли себя хозяевами вновь образованных сел, а крестьян - своими подданными, последние уезжали в Кабарду, Черкесию, Адыгею. В связи с давлением Тугановых на Савкуевых из Дурду-ра они решили арендовать земли у Ан-зоровых в районе Первого и Второго Лескенов. Само рождение фамилии Савкуевых связано с языческими верованиями. В одной из осетинских семей долго не рождались дети. И когда наконец родился мальчик, односельчане посоветовали назвать его Савкуем, то есть «черной собакой», чтобы избежать влияния дурного глаза и злых духов. И действительно: мало того, что Савкуй рос здоровым и счастливым ребенком, в их семье родилось еще два сына: Темра и Занкиши, положивших начало Темраевым и Занкишиевым. Потомки основателя кабардинских Савкуевых дали начало еще такой кабардинской фамилии, как Казанчевы.
Выходцы из Северной Осетии и старолескенские (Кайсын-Анзорово) Белимготовы. Бабиц Гуадзаров был отменным скотоводом и содержал большое стадо крупного рогатого скота и отару овец. Однажды в непогоду его пастухи не смогли удержать пасшийся скот, и именно Бабиц разыскал в ближайшем лесу и окрестных балках разбежавшихся коров и овец, а по пути параллельно помог собрать и чужой скот. Это обрадовало сельчан, и они, памятуя о том, что Бабиц вообще отличался удачливостью в разведении животных, назвали его Былымгъуэт, то есть Белимготов.
Мастеровыми были братья Туаевы, которые для своего места жительства избрали Абаево (сейчас Урожайное). Первым делом они построили большой, привлекавший внимание односельчан и приезжих гостеприимный дом несколько в отдалении от остальных жилищ. И поскольку братья Туаевы первоначально жили без семей, соседи нередко готовили и носили им пищу. Говорят, когда однажды женщину и детишек, несших приготовленную еду, спросили, куда они направились, те ответили: «В Къущхьэунэ», то есть «Осетинский дом». Отсюда и фамилия Кушхауновых.
Мазоковы, что означает «Сын леса», первоначально называли себя Мзоховыми и проживали в Ардоне. Постепенно члены фамилии разных поколений расселялись в Алагире, Нартка-ле, Шапсуге и т.д. А корни этих семей ведут в 60-е годы XIX века к весьма одаренному и рассудительному человеку, служившему у одного из осетинских князей в качестве администратора и распорядителя хозяйства. Владелец с уважением относился к своему подданному и, ценя его личностные качества и ум, дал возможность по собственному желанию определить свою судьбу.
В Плановском живут и Мазоковы, родоначальник которых Батоко происходил из села Бирагжанг. Некоторые члены этой фамилии Мазоковых в прошлом были прекрасными охотниками, одомашнивали диких животных и птиц, заготовляли и продавали лес, занимались сбором лесных ягод, грибов.
Близкой по терминологической значимости, а именно отношению к лесу, является фамилия Мезовых из Ша-лушки и Герменчика. Старейшина гер-менчикских Мезовых Бечмырза относит корни своего рода к четырем братьям, жившим в Осетии где-то около леса. Отсюда и фамильное имя Мэз.
Жанхотовские Экашаовы своим рождением обязаны сорокалетнему Хаси-ну из Северной Осетии, человеку образованному, знавшему языки, умевшему показать себя в любом обществе. Он жил восемь поколений назад. В Жанхо-товоХасин продал имевшиеся при нем драгоценности, купил дом, участок земли, женился. Но у Хасина была одна слабость: излишнее увлечение женщинами, за что в селе его прозвали «Екlэ щlэуэ» - «увлекающийся женщинами». Фамилия Экашаовых распространилась в Зарагиже, Нарткале, Нальчике.
Из осетинской семьи Елкановых в результате раздела большой семьи выделилась семья Хэдина. Поскольку раздел происходил после смерти отца Му-хажира Хэдин и его брат Мэлыхъуэ по законам обычного права получили братские доли. Понятие «братской доли» и легло в основу фамилии Хэдина: Кошеров. Основные ветви Кошеровых проживают в Урожайном и Морзохе.
Несколькими поколениями позже некий Сидак с сыновьями Сонатом и Калмаком волею судьбы оказались в той части Дейского, которая называлась Муртазово. Далее в кабардинской транскрипции фамильное имя стало произноситься как Шыдакъ, то есть Шидаков.
Умаровы из Инароково (сейчас Верхний Курп) происходят от Хуриева Умара, жившего семь поколений назад в Куртатинском ущелье. Братья Шокара и Муса уже в Инароково назвались Умаровыми по имени отца. Муса с самого начала поселения в Инароково не нашел общего языка с владельцами села и перебрался в Исламово. В настоящее время в Верхнем Курпе проживает семнадцать семей Умаровых, по нескольку можно встретить в Нижнем Акбаше, Нижнем Курпе, Урвани и Тереке.
Фамильное имя Тогузаевых переводится как «вовремя рожденный» и встречается в Дигоре, Владикавказе, Верхней Балкарии, Нальчике.
Какоевы - выходцы из Южной Осетии. Кантемир Какоев поселился в Озреке, затем его внуки Али и Тизир переехали в Кахун.
Караевы встречаются почти у всех народов Кавказа. Изучение истории осетинских и балкарских Караевых указывает на их генетическое переплетение. Представители и осетинских, и балкарских Караевых считают, что происходят друг от друга. Однако у разных подразделений осетин - кударцев, дигорцев и иронцев - свои варианты генеалогических преданий.
В дигорском селе Лесгор рассказывают, что во времена патриархального рабства один из осетинских князей привез из Балкарии мальчика, которого по-осетински называли Сауай - «черный», потому что ребенка купили за черную бурку. А поскольку мальчик был из Балкарии, его по аналогии именовали тюркским словом къара - «черный». Шли годы, и кто-то из потомков Сауая-Къары, Гуймана, Царке, Беслана, Сланико и других Караевых покидали Северную Осетию и оказывались в соседних этнических обществах, сохраняя фамилию.
Миграции были подвержены и иронские Караевы с гор Дагомы. Известно, что горнорудные разработки в Ардоне, Садоне и Алагире, направленные на извлечение свинца, серебра и других металлов, способствовали производству пуль для пистолетов и винтовок, отделки оружия, конской сбруи, украшений, посуды. Не случайно горцы переселялись к местам разработок. Предки этих Караевых Къара, Кула и Сиезе в предгорной части Осетии в районе каменоломен поставили свою родовую башню, откуда некоторые из их внуков и правнуков разъехались в чужие края.
Имя Билая Шобакова в Кабарде трансформировалось в фамилию Браевых. В 1926 году Дотмирза Браев поселился в Герменчике.
Люди, подобные Билаю, были самостоятельны в образе жизни, независимы в суждениях и, как правило, неудобны в общении. Их гордыня и уверенность в себе вызывали недовольство односельчан, сильных родов и особенно князей. Семь поколений назад некий Исуф, сын Суфа из Северной Осетии (фамилия и место жительства в таких случаях обычно скрывались), человек по натуре резкий и не признававший давления в споре, повздорил с односельчанином. И после попыток оскорбления не выдержал хамства и убил зарвавшегося сельчанина. Чтобы конфликт не развился дальше и семьи его братьев и родственников не были подвергнуты мести, Исуф уезжает в Кабарду и становится гостем Бараковых (Бэракъ) из Жанхотово (сейчас Псыгансу).
Братья, преследуя кровника, настигают его недалеко от села. Исуф пытался объяснить преследователям, что на нем нет вины и что он поступил подобным образом потому, что защищал свою честь. И далее предложил закончить спор миром, поскольку для них новое столкновение не сулит ничего хорошего. Но преследователи не вняли разумному предложению, и их попытка отомщения закончилась тяжелым ранением одного из них. Исуф вновь предостерег братьев от опрометчивых шагов и на этот раз жестко предупредил: если в Осетии пострадает кто-либо из его близких, он убьет каждого из мужчин враждующего рода. Поскольку у Исуфа было много влиятельных друзей в Ми-состово, Коголкино и Докшоково, они с владельцами Жанхотовыми решили вопрос о поселении Исуфа в их селе. Причем Жанхотов разрешил Исуфу на правах гостя выбрать те земли, которые ему нравятся. У Исуфа была многодетная семья, и его сыновья Нахо, Ахмед, Бабыш, Хажи, Карамырза и Хабыш со временем дали начало шести ветвям фамилии Цримовых.
Оказавшийся в Кайсын-Анзорово мужчина с двумя малолетними сыновьями и дочерью тщательно скрывал не только свою осетинскую фамилию, но и имя. В памяти потомков сохранилось только имя среднего сына этого человека Дзырау. Когда беженец появился в Кайсын-Анзорово, была поздняя осень, и, естественно, во всем его внешнем виде чувствовались усталость и простуда, он плохо выглядел и тяжело говорил. Сельчане назвали его Мэкъей, что значит «плохой голос». Так в Старом Лескене, а затем и в Баксане, Нарткале, Нальчике появился новый род кабардинских Макаевых.
Оказавшуюся неуживчивой одну из осетинских семей в Кабарде называли Ямзаговыми. Основателем этой фамилии был Машука, его генеалогическую линию продолжили сыновья Хаути и Хазраил,внуки Тала, Хусейн, Адальбий, Мухажир, и сегодня в Псынабо проживает уже шестое поколение этой фамилии.
Мирзоевы из Северной Осетии и, в частности, Сосруко и его брат Шомполо жили в Донифарсе. Но в 1860 году между Мирзоевыми и князьями Абисаловыми возникла кровная месть, и в результате убийства нескольких представителей княжеского рода Шомполо и Сосруко пришлось бежать в Кабарду в Коголкино. При внуках Сосруко Инусе и Хаджи-Бате Мирзоевы приобрели земли, развели несколько табунов лошадей, сотни голов крупного рогатого скота и подняли свое хозяйство до уровня княжеского состояния.
Кровная месть в разной степени имела место у всех народов Северного Кавказа. Интересна такая особенность, что бежавшие от преследований кабардинцы, осетины, балкарцы, нередко через десять-пятнадцать и более лет возвращались назад в свою этническую среду, а здесь их уже воспринимали как представителей того народа, откуда они приехали. Так, к примеру, Куловы, в связи с конфликтом с Касаевыми (они тогда жили в Баксаненке) решением сельского суда были выселены за пределы Кабарды. Местом жительства они выбрали осетинский Хумалаг, где, кстати, с Куловыми обошлись весьма дружески и приняли их гостеприимно. По прошествии времени братья Индрис и Ислам Куловы вернулись в Коголкино (сейчас Урух). Некоторые из сельчан первое время называли их осетинами.
Похожей была ситуация у одной из черкесских фамилий, которая скрывалась в Северной Осетии. Через определенное время потомок беженцев Инал вернулся в Кабарду и назвался Иналовым.
Миграционные процессы в обществе и переезды отдельных семей и людей не всегда зависели от политических, экономических и бытовых причин. Их мотивы трудно объяснимы. В Плановском живут семьи фамилии Ахами-новых (Ахэмын), история которых начиналась в Турции, продолжалась сначала в Северной Осетии, затем в кабардинском селе. Первым в Боташево поселился Пшимахо Ахаминов. Турецкие Ахаминовы и по сей день поддерживают связи с родственниками, живущими в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
http://www.li.ru/interface/pda/?jid=1339389&pid=27390511&redirected=1&page=0&backurl=/community/1339389/post27390511/
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Похожие темы
» Осетия и осетины.
» Ясы (аланы).
» Алания - аланы.
» Аланы в национальных костюмах. Реконструкция З.В. Доде.
» Ясы (аланы).
» Алания - аланы.
» Аланы в национальных костюмах. Реконструкция З.В. Доде.
Страница 3 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сб Май 28, 2022 8:15 am автор Admin
» Y гаплогруппы
Пт Дек 17, 2021 6:20 pm автор Admin
» Гаплогруппа J2
Пт Дек 17, 2021 6:18 pm автор Admin
» Алания - аланы.
Пт Дек 17, 2021 2:01 am автор Admin
» Сарматское племя "Языги".
Пт Дек 17, 2021 1:59 am автор Admin
» Аланская беседка «история ДНК и факты».
Пт Дек 17, 2021 1:57 am автор Admin
» Осетия и осетины.
Пт Дек 17, 2021 1:56 am автор Admin
» ДНК данные узбеков.
Вт Окт 20, 2020 3:57 am автор Farkh
» Indo-Europeans. Индо-Европейцы.
Чт Сен 17, 2020 5:26 am автор Admin