Оружие и доспехи древних народов.
Участников: 2
Страница 1 из 1
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Скифские воины перед "психической атакой".
Реконструкция Торопа С.О. по описанию античного историка I в. н.э. Арриана
Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале II в. н.э., писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленные из лоскутков материи и насаженные на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались, как живые существа, издавая при этом резкий свист. До наших дней сохранились изображения скифских лошадей, «стилизованных» под драконов. Перед боем скифы старались придавать своим лошадям устрашающий вид, вплетая в их гривы разноцветные лоскуты, которые при движении развевались и напоминали извивающихся змей. Многие из коней имели устрашающие маски и были защищены доспехами, на которых нередко изображались змеи и «змееногие» богини.
Но это еще не все! При приближении к неприятелю в ход пускались специальные трещетки, имитирующие шипение змеи. А теперь представьте себе многотысячное скифское войско, скачущее на «драконах» - «свистящее» и «шипящее». Ну, чем вам не «психическая» атака? Даже один вид такого «змеиного» воинства способен был вызвать у суеверных древних народов чувство страха перед неведомой и грозной силой, напоминающей огромного Змея.
Реконструкция Торопа С.О. по описанию античного историка I в. н.э. Арриана
Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале II в. н.э., писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленные из лоскутков материи и насаженные на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались, как живые существа, издавая при этом резкий свист. До наших дней сохранились изображения скифских лошадей, «стилизованных» под драконов. Перед боем скифы старались придавать своим лошадям устрашающий вид, вплетая в их гривы разноцветные лоскуты, которые при движении развевались и напоминали извивающихся змей. Многие из коней имели устрашающие маски и были защищены доспехами, на которых нередко изображались змеи и «змееногие» богини.
Но это еще не все! При приближении к неприятелю в ход пускались специальные трещетки, имитирующие шипение змеи. А теперь представьте себе многотысячное скифское войско, скачущее на «драконах» - «свистящее» и «шипящее». Ну, чем вам не «психическая» атака? Даже один вид такого «змеиного» воинства способен был вызвать у суеверных древних народов чувство страха перед неведомой и грозной силой, напоминающей огромного Змея.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Кинжал и ножны. 1 в. до н.э.Сарматское золото. Некрополь Дачи. Хранятся в краеведческом музее г. Азов.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Редкий скифский меч VI-V век до н.э.
http://www.vokrugsveta.ru/news/878/
Последний раз редактировалось: Admin (Чт Фев 18, 2016 8:44 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Надгробная плита
сармато-аланского всадника Трифона.
Крым, II в. н. э.
сармато-аланского всадника Трифона.
Крым, II в. н. э.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Рукоять ахеменидского меча
Золото, железо; чеканка. 14.9; 5.5 см
Скифская культура. 5 в. до н.э.
Золото, железо; чеканка. 14.9; 5.5 см
Скифская культура. 5 в. до н.э.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Обкладка ножен меча
Золото; тиснение. 53.4 см
Скифская культура. 4 в. до н.э.
Золото; тиснение. 53.4 см
Скифская культура. 4 в. до н.э.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Саваран — (Savārān, sævɒɾɒn) пехл. букв. всадники.
Термин «саваран» является упрощенной формой термина Аспауаран — на пехлеви Əspəuərən. Буквальный перевод с пехлеви — Тот кто на коне, от древнеперсидского корня Əsp — лошадь.
Этим термином обозначалась тяжелая кавалерия (катафракты) Сасанидского Ирана. Впервые были сформированы при Шапуре I, комплектовались из знати, фактически являлось конным феодальным иррегулярным ополчением. В результате движения маздакитов и борьбы с ней была уничтожены значительные слои знати в Иране, что сказалось на комплектовании саварана. При Хосрове I Ануширване, в результате военной реформы, приобрело вид регулярной армии, к службе в саваране в результате сокращения численности представителей знати, стали допускать и азатов (мелкие землевладельцы), получало жалование из шахской казны. Были известны 12 регулярных конных полков саварана, сформированные Хосровом I-м. 12 полков саварана были фактически единственной реальной силой Сасанидского Ирана, при наследниках Хосрова I-го. Проявили себя как реально эффективная и действенная сила в войнах Сасанидов против Византии, эфталитов и тюрков.
Термин «саваран» является упрощенной формой термина Аспауаран — на пехлеви Əspəuərən. Буквальный перевод с пехлеви — Тот кто на коне, от древнеперсидского корня Əsp — лошадь.
Этим термином обозначалась тяжелая кавалерия (катафракты) Сасанидского Ирана. Впервые были сформированы при Шапуре I, комплектовались из знати, фактически являлось конным феодальным иррегулярным ополчением. В результате движения маздакитов и борьбы с ней была уничтожены значительные слои знати в Иране, что сказалось на комплектовании саварана. При Хосрове I Ануширване, в результате военной реформы, приобрело вид регулярной армии, к службе в саваране в результате сокращения численности представителей знати, стали допускать и азатов (мелкие землевладельцы), получало жалование из шахской казны. Были известны 12 регулярных конных полков саварана, сформированные Хосровом I-м. 12 полков саварана были фактически единственной реальной силой Сасанидского Ирана, при наследниках Хосрова I-го. Проявили себя как реально эффективная и действенная сила в войнах Сасанидов против Византии, эфталитов и тюрков.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Находка сделана, вероятно в 1784-1785 г. на месте строительства Владикавказской крепости. Другие предметы утрачены ("Оружие разошлось по рукам"-А.Н.Оленин). Подобные шлемы широко использовались в Восточном Средиземноморье в 3-2 вв. до н.э. На Северном Кавказе эти шлемы, по видимому, довольно долго находили функциональное применение.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Трапш М.М. Новая археологическая находка в Абхазии
В феврале 1951 г. в сел. Колхида Гагрского р-на Абхазской АССР, в 300 м к северо-востоку от здания средней школы, случайно был найден железный кинжал в бронзовых ножнах (рис. 62) 1.
В сентябре того же года, при осмотре места находки на склоне, который сильно размывается дождевыми водами, нами было обнаружено несколько фрагментов железных наконечников копий, обломки сосудов и остатки костей человека.
Кинжал (рис. 62—2) обломан в двух местах. Общая длина его 31 см, длина клинка 22,5 см, рукоятки 8,5 см. На рукоятке с обеих сторон имеется по два узких продольных паза, повидимому для прикрепления планок, на вершине ее (в средней части) — продольный выступ (наполовину обломан), служивший для надевания навершья. Рукоятка заканчивается перекрестием в виде крыльев бабочки.
Концы перекрестия, общая ширина которого равна 5,1 см, выступают из-под рукоятки на 1,5 см, а по отношению к клинку — примерно на 1 см.
Клинок со срединным сильно выделяющимся с обеих сторон ребром; прямые лезвия, суживаясь к острию, придают оружию треугольную форму, характерную для кинжалов так называемого скифского типа.
Бронзовые ножны (рис. 62—3—5), благодаря высокому мастерству и художественности оформления, представляют большой научный интерес. Аналогичные изделия пока остаются неизвестными и в районах распространения колхидско-кобанской бронзы и на территории всего Кавказа.
Разломанные, как и кинжал, в двух местах ножны, длиной 28 см, имеют треугольную форму и заканчиваются овальным расширением, окантованным валиком. Валики с лицевой и тыльной сторон сделаны в форме петель, а с боков (рис. 62—5) напоминают продолговатые листки.
Ножны богато и разнообразно орнаментированы. Широкое основание их украшено рельефным изображением, напоминающим раскрытые крылья бабочки, как и на самом кинжале. Концы перекрестия (наибольшая ширина его 6,5 см, наименьшая 5 см) выступают по бокам треугольных линий ножен до 6 мм. Верхний край перекрестия окантован рельефным витым шнуром; средняя часть, выдаваясь, заканчивается рельефным изображением очкообразной привески. По ширине средней части расположены в один ряд семь треугольных углублений, повидимому, заполненных ранее какой- нибудь цветной массой. Треугольники — равнобедренные, обращенные вершинами вниз. По оси ножен расположена рельефная полоска с поперечными насечками, имеющая ромбовидную головку, которая упирается вершиной в вырез нижней части перекрытия ножен. На этой головке маленькими ямочками, расположенными симметрично, обозначены два глаза. Рельефная полоска, постепенно суживающаяся к концу и завершенная ромбовидной головкой с глазками на ней, напоминает змею.
Рис. 62. Железный кинжал в бронзовых ножнах из сел. Колхиды: 1 — кинжал в ножнах; 2 — тот же кинжал без ножен; 3 — лицевая и 4 — тыльная стороны ножен; 5 — боковой вид нижнего конца ножен.
К правому боку ножен прикреплена пластинка шириной в 2 см и длиной 10 см; вдоль нее посередине расположены четыре одинаковые, соприкасающиеся друг с другом, рельефно выделенные спирали, обрамленные с двух сторон продольным рельефным кантом, похожим на витой шнур.
Боковые края ножен, загнутые в тыльную сторону на 0,5 см, образуют почти по всей длине просвет в форме равнобедренного треугольника, высотой 24 см и с основанием в 4,5 см. Загнутые края в трех местах переходят в узкие, сходящиеся на середине пластинчатые полоски различной ширины, из которых самая верхняя обломана. Эти края и поперечные полоски служили, несомненно, для закрепления в просвете деревянной вставки.
Ножны покрыты зеленой патиной. В результате окисления поверхности некоторая часть орнамента частично разрушена.
Изучение орнамента на ножнах — треугольные углубления, изображение змеи, спирали и др.— дает возможность отнести их к образцам колхидской бронзы. Такой вывод подкрепляется тем, что все указанные виды орнаментации встречаются в орнаментах и рисунках на топорах, кинжалах, поясных пряжках и на других изделиях колхидско-кобанской бронзы 2.
Изображенные на ножнах спирали и змея, по всей вероятности, имели религиозное, символическое значение.
На топорах колхидского (кобанского) типа часто встречаются подобные изображения, причем иногда находим фигуру человека, вооруженного луком и стрелой, который борется с семью змеями. Интерес этого изображения заключается в том, что оно связывается с народными сказаниями «о змееборцах», сохранившимися повсеместно в народных верованиях и литературе 3. У осетин, например, сохранилось «Сказание о змее-чудовище Руймоне, рожденном от оленя» 4. Можно полагать, что спирали, украшающие ножны, являются символическими изображениями свернувшихся змей. Это не значит, что всегда спиральный орнамент можно принимать за символические изображения змея. Спирали применялись, конечно, и в качестве простого декоративного украшения.
Вопрос о датировке этой археологической находки в Абхазии может быть разрешен на основании типологического анализа. Тип оружия, к которому можно отнести найденный железный кинжал, в скифское время имел широкое распространение. В Грузии раскопками в 1944 г. Горийского музея у с. Двани Карельского р-на, в погребении № 2, встречен железный кинжал 5, аналогичный описанному нами. В этом же погребении обнаружены: железный топор-молоток, бронзовые трехгранные наконечники стрел раннескифского типа. Последними погребение датируется концом VII или началом VI в. до н. э.
Железные кинжалы такого же типа обнаружены при археологических работах в Самтаврском могильнике около г. Мцхета.
В 1939 г. там в грунтовом погребении № 27 найден железный кинжал 6, вполне сходный с нашим. Вместе с ним в погребении находился небольшой серповидный железный нож, железный топор с клиновидным обухом и двадцать бронзовых наконечников стрел скифского типа, часть которых имела боковой шип. Подобные железные кинжалы, к сожалению, еще не опубликованные, обнаружены и в других грунтовых погребениях Самтаврского могильника (раскопки А. Н. Каландадзе).
Железный кинжал, сходный с найденным в сел. Колхида, обнаружен и в Сухуми в 1951 г. в связи с земляными работами на Сухумской горе. Вместе с этим предметом здесь встречен длинный четырехгранный железный наконечник копья, железный топор типа секиры-молотка и другие вещи 7, датируемые приблизительно V—III вв. до н. э.
За пределами Грузии оружие рассматриваемого типа хорошо известно из скифских погребений юга России. В. Гинтерс в работе о скифских и сарматских мечах в южной России 8 датирует кинжалы интересующего нас типа (короткие мечи из Мельгуновского клада, Келермеса и Елизаветовскон станицы в устье Дона) VI в. до н. э.
Особое внимание обращает на себя замечательный железный кинжал, обнаруженный в окрестностях гор. Вольска (близ Саратова), имеющий близкое сходство с гагрским 9.
Приведенные данные свидетельствуют, что еще в VI в. до н. э. кинжалы рассматриваемого типа, как колющее оружие ближнего боя, применялись на большой территории.
В интересующее нас время скифы Северного Кавказа значительную часть железа получали из Закавказья. Нередкие находки в Грузии железных кинжалов так называемого скифского типа дают основание ставить вопрос о местном производстве таких кинжалов. Вопрос же, на какой территории их начали изготовлять впервые, в Скифии или в Закавказье, нельзя считать пока решенным.
Находка в Абхазии железного кинжала в колхидских бронзовых ножнах — факт большой научной ценности. Она может служить ярким доказательством связей Кавказа со Скифией и имеет определенное значение для уточнения датировки памятников колхидско-кобанской бронзы позднейшего времени. Анализ абхазской находки дополняет выводы, обоснованные богатыми материалами Куланурхвинского могильника (Абхазская АССР) 10, где в одном культурном слое были обнаружены колхидские и «скифские» погребения с однотипным обрядом захоронения.
Находка в сел. Колхида и материалы Куланурхвинского могильника подкрепляют положение, высказанное Е. И. Крупновым 11, о том, что основную массу колхидско-кобанского типа памятников Грузии и центральной части Северного Кавказа можно синхронизировать со скифским временем, т. е. VII—IV вв. до н. в.
В феврале 1951 г. в сел. Колхида Гагрского р-на Абхазской АССР, в 300 м к северо-востоку от здания средней школы, случайно был найден железный кинжал в бронзовых ножнах (рис. 62) 1.
В сентябре того же года, при осмотре места находки на склоне, который сильно размывается дождевыми водами, нами было обнаружено несколько фрагментов железных наконечников копий, обломки сосудов и остатки костей человека.
Кинжал (рис. 62—2) обломан в двух местах. Общая длина его 31 см, длина клинка 22,5 см, рукоятки 8,5 см. На рукоятке с обеих сторон имеется по два узких продольных паза, повидимому для прикрепления планок, на вершине ее (в средней части) — продольный выступ (наполовину обломан), служивший для надевания навершья. Рукоятка заканчивается перекрестием в виде крыльев бабочки.
Концы перекрестия, общая ширина которого равна 5,1 см, выступают из-под рукоятки на 1,5 см, а по отношению к клинку — примерно на 1 см.
Клинок со срединным сильно выделяющимся с обеих сторон ребром; прямые лезвия, суживаясь к острию, придают оружию треугольную форму, характерную для кинжалов так называемого скифского типа.
Бронзовые ножны (рис. 62—3—5), благодаря высокому мастерству и художественности оформления, представляют большой научный интерес. Аналогичные изделия пока остаются неизвестными и в районах распространения колхидско-кобанской бронзы и на территории всего Кавказа.
Разломанные, как и кинжал, в двух местах ножны, длиной 28 см, имеют треугольную форму и заканчиваются овальным расширением, окантованным валиком. Валики с лицевой и тыльной сторон сделаны в форме петель, а с боков (рис. 62—5) напоминают продолговатые листки.
Ножны богато и разнообразно орнаментированы. Широкое основание их украшено рельефным изображением, напоминающим раскрытые крылья бабочки, как и на самом кинжале. Концы перекрестия (наибольшая ширина его 6,5 см, наименьшая 5 см) выступают по бокам треугольных линий ножен до 6 мм. Верхний край перекрестия окантован рельефным витым шнуром; средняя часть, выдаваясь, заканчивается рельефным изображением очкообразной привески. По ширине средней части расположены в один ряд семь треугольных углублений, повидимому, заполненных ранее какой- нибудь цветной массой. Треугольники — равнобедренные, обращенные вершинами вниз. По оси ножен расположена рельефная полоска с поперечными насечками, имеющая ромбовидную головку, которая упирается вершиной в вырез нижней части перекрытия ножен. На этой головке маленькими ямочками, расположенными симметрично, обозначены два глаза. Рельефная полоска, постепенно суживающаяся к концу и завершенная ромбовидной головкой с глазками на ней, напоминает змею.
Рис. 62. Железный кинжал в бронзовых ножнах из сел. Колхиды: 1 — кинжал в ножнах; 2 — тот же кинжал без ножен; 3 — лицевая и 4 — тыльная стороны ножен; 5 — боковой вид нижнего конца ножен.
К правому боку ножен прикреплена пластинка шириной в 2 см и длиной 10 см; вдоль нее посередине расположены четыре одинаковые, соприкасающиеся друг с другом, рельефно выделенные спирали, обрамленные с двух сторон продольным рельефным кантом, похожим на витой шнур.
Боковые края ножен, загнутые в тыльную сторону на 0,5 см, образуют почти по всей длине просвет в форме равнобедренного треугольника, высотой 24 см и с основанием в 4,5 см. Загнутые края в трех местах переходят в узкие, сходящиеся на середине пластинчатые полоски различной ширины, из которых самая верхняя обломана. Эти края и поперечные полоски служили, несомненно, для закрепления в просвете деревянной вставки.
Ножны покрыты зеленой патиной. В результате окисления поверхности некоторая часть орнамента частично разрушена.
Изучение орнамента на ножнах — треугольные углубления, изображение змеи, спирали и др.— дает возможность отнести их к образцам колхидской бронзы. Такой вывод подкрепляется тем, что все указанные виды орнаментации встречаются в орнаментах и рисунках на топорах, кинжалах, поясных пряжках и на других изделиях колхидско-кобанской бронзы 2.
Изображенные на ножнах спирали и змея, по всей вероятности, имели религиозное, символическое значение.
На топорах колхидского (кобанского) типа часто встречаются подобные изображения, причем иногда находим фигуру человека, вооруженного луком и стрелой, который борется с семью змеями. Интерес этого изображения заключается в том, что оно связывается с народными сказаниями «о змееборцах», сохранившимися повсеместно в народных верованиях и литературе 3. У осетин, например, сохранилось «Сказание о змее-чудовище Руймоне, рожденном от оленя» 4. Можно полагать, что спирали, украшающие ножны, являются символическими изображениями свернувшихся змей. Это не значит, что всегда спиральный орнамент можно принимать за символические изображения змея. Спирали применялись, конечно, и в качестве простого декоративного украшения.
Вопрос о датировке этой археологической находки в Абхазии может быть разрешен на основании типологического анализа. Тип оружия, к которому можно отнести найденный железный кинжал, в скифское время имел широкое распространение. В Грузии раскопками в 1944 г. Горийского музея у с. Двани Карельского р-на, в погребении № 2, встречен железный кинжал 5, аналогичный описанному нами. В этом же погребении обнаружены: железный топор-молоток, бронзовые трехгранные наконечники стрел раннескифского типа. Последними погребение датируется концом VII или началом VI в. до н. э.
Железные кинжалы такого же типа обнаружены при археологических работах в Самтаврском могильнике около г. Мцхета.
В 1939 г. там в грунтовом погребении № 27 найден железный кинжал 6, вполне сходный с нашим. Вместе с ним в погребении находился небольшой серповидный железный нож, железный топор с клиновидным обухом и двадцать бронзовых наконечников стрел скифского типа, часть которых имела боковой шип. Подобные железные кинжалы, к сожалению, еще не опубликованные, обнаружены и в других грунтовых погребениях Самтаврского могильника (раскопки А. Н. Каландадзе).
Железный кинжал, сходный с найденным в сел. Колхида, обнаружен и в Сухуми в 1951 г. в связи с земляными работами на Сухумской горе. Вместе с этим предметом здесь встречен длинный четырехгранный железный наконечник копья, железный топор типа секиры-молотка и другие вещи 7, датируемые приблизительно V—III вв. до н. э.
За пределами Грузии оружие рассматриваемого типа хорошо известно из скифских погребений юга России. В. Гинтерс в работе о скифских и сарматских мечах в южной России 8 датирует кинжалы интересующего нас типа (короткие мечи из Мельгуновского клада, Келермеса и Елизаветовскон станицы в устье Дона) VI в. до н. э.
Особое внимание обращает на себя замечательный железный кинжал, обнаруженный в окрестностях гор. Вольска (близ Саратова), имеющий близкое сходство с гагрским 9.
Приведенные данные свидетельствуют, что еще в VI в. до н. э. кинжалы рассматриваемого типа, как колющее оружие ближнего боя, применялись на большой территории.
В интересующее нас время скифы Северного Кавказа значительную часть железа получали из Закавказья. Нередкие находки в Грузии железных кинжалов так называемого скифского типа дают основание ставить вопрос о местном производстве таких кинжалов. Вопрос же, на какой территории их начали изготовлять впервые, в Скифии или в Закавказье, нельзя считать пока решенным.
Находка в Абхазии железного кинжала в колхидских бронзовых ножнах — факт большой научной ценности. Она может служить ярким доказательством связей Кавказа со Скифией и имеет определенное значение для уточнения датировки памятников колхидско-кобанской бронзы позднейшего времени. Анализ абхазской находки дополняет выводы, обоснованные богатыми материалами Куланурхвинского могильника (Абхазская АССР) 10, где в одном культурном слое были обнаружены колхидские и «скифские» погребения с однотипным обрядом захоронения.
Находка в сел. Колхида и материалы Куланурхвинского могильника подкрепляют положение, высказанное Е. И. Крупновым 11, о том, что основную массу колхидско-кобанского типа памятников Грузии и центральной части Северного Кавказа можно синхронизировать со скифским временем, т. е. VII—IV вв. до н. в.
Re: Оружие и доспехи древних народов.
Шашка древнее оружие горцев адыгов, происхождение которой оспаривается некоторыми историками, однако эту тему можно детально обсудить. И так какое же отличие шашки от других видов холодного оружия: в первую очередь шашка предназначена для рубки в отличие от сабли чье предназначение колоть. В связи с этим нетрудно проследить историческое развитие этих двух клинковых орудий, для начала расмотрим саблю чье тактическое назначение зключается в уколе противника
Сабля появилась в VII, как результат модификации палаша. Основным преимуществом являлось то что сабля могла поразить одетого в доспехи противника. Но с появлением огнестрельного оружия в XIV веке оно стало вытеснять тяжелые доспехи, поэтому возникла небходимость в замене клинкового оружия на более эффективное в ближнем бою. Рубящий удар шашкой был эффективнее и быстрее колющего удара сабли, помимо этого шашка шла в дополнение к стрелковому оружию, так как перезарядка стрелкового оружия занимало значительное время, воину необходимо было произвести выстрел и галопом на скаку плотно приблизившись к противнику нанести молниеносный рубящий удар шашкой.
[URL=http://radikal.ru/big/a1a22ebb149a41f2bdbcae3b8e7a01bd][/UR
Вот что писал Торнау Ф.Ф. об адыгах «Ремень у винтовки пригнан так удобно, что легко зарядить её на всем скаку, выстрелить и потом перекинуть через левое плечо, чтоб обнажить шашку. Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы, в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки. Оно называется „сажеишхуа“, большой нож, из чего мы сделали название шашки. Шашка черкеса остра, как бритва, и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большею частью бывают смертельны.»
— Торнау Ф. Ф. Воспоминания Кавказского офицера.
Сабля появилась в VII, как результат модификации палаша. Основным преимуществом являлось то что сабля могла поразить одетого в доспехи противника. Но с появлением огнестрельного оружия в XIV веке оно стало вытеснять тяжелые доспехи, поэтому возникла небходимость в замене клинкового оружия на более эффективное в ближнем бою. Рубящий удар шашкой был эффективнее и быстрее колющего удара сабли, помимо этого шашка шла в дополнение к стрелковому оружию, так как перезарядка стрелкового оружия занимало значительное время, воину необходимо было произвести выстрел и галопом на скаку плотно приблизившись к противнику нанести молниеносный рубящий удар шашкой.
[URL=http://radikal.ru/big/a1a22ebb149a41f2bdbcae3b8e7a01bd][/UR
Вот что писал Торнау Ф.Ф. об адыгах «Ремень у винтовки пригнан так удобно, что легко зарядить её на всем скаку, выстрелить и потом перекинуть через левое плечо, чтоб обнажить шашку. Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы, в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки. Оно называется „сажеишхуа“, большой нож, из чего мы сделали название шашки. Шашка черкеса остра, как бритва, и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большею частью бывают смертельны.»
— Торнау Ф. Ф. Воспоминания Кавказского офицера.
xettt09- Участник
- Сообщения : 59
Очки : 71
Репутация : 0
Дата регистрации : 2016-02-18
xettt09- Участник
- Сообщения : 59
Очки : 71
Репутация : 0
Дата регистрации : 2016-02-18
xettt09- Участник
- Сообщения : 59
Очки : 71
Репутация : 0
Дата регистрации : 2016-02-18
Похожие темы
» Палео-антропология, краниологические данные древних народов, материалы по реконструкция лиц древних народов.
» Сравнение осетин с фенотипами древних народов.
» Пиво древнейший и священный напиток индо европейцев, и других древних народов.
» Доспехи сасанидов.
» О древних названиях рек Терека, Кумы и Кубани.
» Сравнение осетин с фенотипами древних народов.
» Пиво древнейший и священный напиток индо европейцев, и других древних народов.
» Доспехи сасанидов.
» О древних названиях рек Терека, Кумы и Кубани.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Сб Май 28, 2022 8:15 am автор Admin
» Y гаплогруппы
Пт Дек 17, 2021 6:20 pm автор Admin
» Гаплогруппа J2
Пт Дек 17, 2021 6:18 pm автор Admin
» Алания - аланы.
Пт Дек 17, 2021 2:01 am автор Admin
» Сарматское племя "Языги".
Пт Дек 17, 2021 1:59 am автор Admin
» Аланская беседка «история ДНК и факты».
Пт Дек 17, 2021 1:57 am автор Admin
» Осетия и осетины.
Пт Дек 17, 2021 1:56 am автор Admin
» ДНК данные узбеков.
Вт Окт 20, 2020 3:57 am автор Farkh
» Indo-Europeans. Индо-Европейцы.
Чт Сен 17, 2020 5:26 am автор Admin